Космогония Беловодья Боги и Нежить Магия Правила Славяноведение Посотрудничаем? РПГ Гостевая книга Форум
Ратичи.
Это племя - самое воинственное в Беловодье, почитающее битвы наилучшей утехой, что есть на белом свете. Еще до начала набегов псиглавцев они сильно беспокоили своих соседей. Да и сейчас это занятие не оставили, хотя в основном их энергия направлена против порождений Змиулана, расплодившихся в Болотищах и долине реки Смородина. Нет-нет да и попытаются эти неугомонные подопечные Радегаста в очередной раз отбить Мысок у поморян да устроят экспедицию против своих давних врагов - степичей. Иногда также случаются замятни и с лесичами, в основном из-за порубки пограничных лесов. Ну и, само собой разумеется, в любом воинском отряде кроме, разве, лесных дружин, от княжьего войска до ватажки колдуна, найдется хоть один ратич.
Выглядят ратичи следующим образом: высокие, мускулистые, как мужчины, так и женщины, светловолосые. Не все из них такие воины, как многие считают. По крайней мере те, кто работают на полях, иногда не умеют даже правильно меч держать. Одеваются они в простые полотняные одежды, достаточно просторные, чтобы не сковывать движения, но и не слишком широкие, чтобы запутаться в складках.

Особо почитаемые у Ратичей Боги

Радегаст - Бог бранной славы и войны.
Сильнобог - Бог воинской силы и ловкости.
Прове - Бог правосудия.
Руевит - Бог воинской славы.
Симаргл - Огненный Пес, олицетворение пламенного воинского духа.

Кроме того, имеются у Ратичей еще и жрецы Магура - девы, что встречает на пороге Ирия со славой и честью погибшего воина. Да и Переруг местами почитается, хотя служители его малочисленны, ибо символизируют они все плохие черты ратичского характера - заносчивость, драчливость и т.д.

Область проживания

Земли ратичей располагаются на юго-восток от Лесного края и состоят в основном из степей, разбитых лесками, хотя встречаются в их владениях и горы, и настоящие чащобы, и болота. Ратичи живут особыми родами, кои именуют братинами, и в качестве прародителей у них выступают сразу несколько человек, входивших в изначальную ватажку, основавшую то или иное селение. Каждая братина имеет свой родовой стяг, клич, и передающиеся из поколения в поколение боевые приемы. Численность братины может быть самой разной: от десятка до нескольких сотен человек, это зависит от древности братины и дохода от ее владений и ремесел. Поселения у ратичей довольно часты, поскольку тучные черноземы Леводьского Поля дают большие урожаи, и не слишком крупного участка достаточно, чтобы и прокормить братину, и запас сделать, и на продажу чего-нибудь послать. Селения ратичей располагаются на холмах, и составлены из крепких изб, кои строят стена к стене друг к другу, так что получается некий громадный дом из множества клетей, причем внешние стены - глухие: все что нужно, ратичи заводят внутрь по опускающимся с крыш наружных домов мосткам. Если дома бревенчатые, то простенки между ними для крепости засыпаются землей, в селениях же побогаче, из дерева строят только светелку, нижние же клети строят целиком из тесаного камня. Впрочем, даже в самом захудалом селении центральный дом - храмину с идолами богов - делают из камня. К этому центральному дому сходятся крытые улочки, которые через некоторые расстояния перекрываются воротами, а еще, если посмотреть сверху, закручиваются посолонь, чтобы сподручнее было врага бить. Кроме того, даже если селение состоит всего из пяти домов, в нем будет не меньше трех колодцев, ибо любой Ратич знает, что крепость без воды обречена на скорое падение.
Много в Ратных Землях многолюдных селений, но лишь пять из них они сами зовут городами, и в каждом из них не меньше десяти тысяч жителей. Самый большой из них - Красный Камень, стольный град ратичей и сердце их веры. Далее идет Малая Крепостица, которая, несмотря на название, одно время была и стольным градом ратичей, о чем будет рассказано позже. Далее идут Данный Чал - городок в устье Леводи, что отбили ратичи много лет тому назад у поморян в отместку за Мысок, да Срединная Крепость, что стоит на границе с краем лесичей. Наконец, там, где земли ратичей от владений псиглавцев отделяет совсем малая полоска Велесовой вотчины, стоит городок по имени Застава. Кроме того, сами ратичи к своим городам причисляют и поморянский Мысок, однако последний был у них отбит так давно, что те ратичи, что там и оставались, давно слились с морским людом.

Экономика

Ратичи, как уже говорилось, имеют развитое сельское хозяйство, и поэтому они - первые торговцы зерном в Беловодье. Также они разводят в горах пчел и выращивают очень неплохой хмель, столь нужный при варке пива.
Что касается домашней скотины, то ратичи в основном разводят коней - менее выносливых и неприхотливых, чем степичские, но более приспособленных для того, чтобы нести на себе тяжело вооруженного витязя. Из прочей живности ратичи отдают предпочтение породам, более простым в содержании - свиньям и курицам, хотя коровами тоже не пренебрегают.
Также развиты у ратичей ремесла, особенно связанные с военным зодчеством и изготовлением оружия. Этому немало способствуют богатые месторождения железа, имеющего особые примеси, в горах южнее Красного Камня. Наибольшим спросом пользуются ратичские мечи и сабли, кольчужные чулки-ногавицы, шлемы и чешуйчатые доспехи, а также пехотные клевцы, секиры и пластинчатые тяжелые доспехи, кои они делают не как пещерники, на манер панциря жука, а по-особому, на манер рачьего панциря, с заходящими друг на друга длинными стальными пластинами. Также ратичи, не слишком хорошие стрелки из лука, преуспели в создании более простых в обращении самострелов, очень остроумных по конструкции, и метательных машин. Правда, кроме самих ратичей, самострелы используют только поморяне, тоже неважные стрелки, да пещерники, тоже мастера на разные придумки. Остальные племена почитают самострелы детским оружием.
Ратичи сами торгуют своими изделиями, хотя и не так умело, как поморяне или полканы. Правда, в торговле с лесичами им приходится прибегать к услугам ненавистных им поморян, кои, будучи сами не промах, часто выдают ратичские изделия за пещерные либо полкановы, пользуясь слабой осведомленностью лесичей о внешней жизни, и надбавляют деньги за "дальний перевоз".
Ратичи имеют свою монету. На одной из сторон, как правило, изображен Прове, а на другой выбивают имя Князя и место чеканки. Поскольку золота, в отличие от серебра, в их землях очень мало, то из него чеканят монеты особо крупного достоинства, правом на выпуск которых обладает только Князь. Серебряную же разменную монету может чеканить любое селение, имеющее на то разрешение Круга Воевод. Монетам чужой чеканки ратичи доверяют меньше, и при первой возможности переливают их в слитки.

Военное дело

Войско ратичей составляется почти изо всего мужского населения их земель. После рождения ребенка его осматривают жрецы Сильнобога, кои приговаривают, как воспитывать ребенка - как воина или как землепашца, либо ремесленника, либо человека пера и книги. Тех же, кто покажет себя решительно неспособным ни к чему, по совершеннолетию изгоняют из земель ратичских, дабы "не портили крови доблестной, смелой и чистой". В войско молодые ребята поступают с 15-ти лет, и служат еще 15, после чего возвращаются к родным либо уходят в город. Однако любой ратич и позднее готов по первому зову Князя встать под войсковые стяги. Девам тоже разрешают служить в дружине, но - с согласия родителей, и, в основном, в крепостной страже и обслуге метательных орудий, а также стрелками. Хотя в сельской страже они наравне с мужами ходят в пешем строю.
Войско ратичей состоит из трех основных частей. Во-первых, это тяжело-вооруженные пешцы. Оружие их состоит из копья либо секиры, чекана, короткого меча и, иногда, двуручного меча и арбалета. Те воины, которые идут в первых рядах, носят пластинчатый доспех, о коем было сказано выше, ибо склепать такую броню на всех - слишком дорого, глухой шлем из шишака, назатыльника, нащечников и подвижного наличья, а также большой прямоугольный щит. Оттого, что вся эта бронь весит немало, в воинов первых рядов берут особенно крепких и сильных мужей. Остальные пешцы носят кольчуги с приклепанными к ним стальными пластинами, глухие шлемы с более широкими смотровыми отверстиями и щит в виде лепестка. Далее следуют конники, кои вооружаются длинным копьем, длинным кавалерийским мечом, а также чеканом, кистенем либо булавою. Носят они кольчуги полные, поверх которых надевают чешуйчатый панцирь либо кованый нагрудник и пластинчатые наручи с поножами, глухой шлем с неподвижной полумаской либо забралом-личиной, а также миндалевидный щит, хотя наиболее искусные конники заменяют его на маленький круглый, кулачный. Застрельщики же вооружаются мощными, но медленно стреляющими дальнобойными самострелами, легкими и скорострельными луками на короткую дистанцию, а также дротиками, метательными ножами и пращами, причем всем этим пользуются одинаково эффективно и имеют полный комплект в обязательном порядке. Из броней они носят только легкую кольчугу да открытый шлем с кольчужным назатыльником.
Что касается боевого построения ратичей, то тут можно отметить следующее. Ополчения как такового у них нет, ибо сложно так назвать зрелых воинов, на счету у которых больше боев, чем у некоторого княжьего дружинника. Основой всего войска считаются тяжеловооруженные пешцы, остальные должны их действия обеспечивать. Так, застрельщики прикрывают пешцев, пока те разворачиваются в строй, а затем засыпают приближающегося врага стрелами, после чего отходят сквозь оставленные для них в строю проходы, и затем стараются поразить недругов, стреляя над головами своих пешцев. Конники же прикрывают строй пешцев с флангов, самостоятельно они действуют только в набегах, ибо ратичи уверены, что конник ничего не может против крепкого пешего строя.
Ратичи в совершенстве владеют всеми военными хитростями и не считают зазорным применять их против врага, хотя у них имеется свой воинский кодекс чести, и они очень болезненно реагируют на любую попытку поставить их честность и благородство под вопрос. Следует отметить, что хитростей против людей (и только людей, на нежить это не распространяется) не применяют только храмовые отряды. В случаях столкновения между ратичами или "достойными" врагами они предлагают поединок избранных воинов, решающий исход битвы. Что касается наемных отрядов ратичей, то они, с одной стороны, известны за свою доблесть, а с другой стороны, если у отряда возникнет малейшее подозрение, что их обманывают, либо недоплачивают, либо втравливают в недоброе дело, то наемники немедленно разрывают договор.

Государственное устройство

Устроено государство у ратичей следующим образом. От каждой братины избирается свой представитель - посадник. Раз в году, или, по надобности, чаще, посадники собираются вместе и обсуждают разные вопросы общего значения, после чего утверждают решения большинством голосов, причем у каждого посадника столько голосов, сколько имеется совершеннолетних людей в его братине. Утвержденные решения передаются на одобрение Кругу Воевод. В него входят 10 человек. Раньше они все занимали свое место пожизненно, новый же Воевода избирался остальными из Круга. Ныне же пожизненные только 5 Воевод, остальные избираются посадниковским советом сроком на 10 лет. Выше же Воевод стоит только избираемый ими пожизненно Князь. Он назначает Верховного жреца Радегаста, а также являет собой высшего судью в Ратных землях, и главного воеводу всего их войска.
Ратичи не платят денежных налогов, зато несут повинность, именуемую "Налог кровью" - когда семья снаряжает на свои деньги в дружину каждого третьего своего сына. Что касается денег государственных, то поступают они в основном с торговых пошлин, весьма немалых. Недаром поморяне захватили Мысок, чтобы не платить ратичам за проход судов да не давать Князю права первого покупателя. Также деньги поступают от тех ратичей, что служат в наемных отрядах по всему Беловодью - по закону они обязаны отдавать родине четверть своего заработка. Наконец, есть подушная подать на иноплеменников. Следует отметить, что ратичи с большим подозрением относятся к ним, полагая их всех вражьими подсылами. Однако расположение ратичей можно завоевать немалыми воинскими подвигами и помощью, так что таковым витязям, если они пожелают осесть на земле ратичей, даже даруют право именоваться ратичем и создать свою братину, набрав в нее тех, кого пожелают. За порядком на местах смотрят местные стражники, если же произойдет нечто серьезное, то вызывают отряд из Княжьей дружины.
Правосудие у ратичей, если виновный не признает за собой неправды, осуществляется исключительно на поединках между обвиняемым и тем, кого выставит пострадавшая сторона. Бой ведется до первой крови, и лишь если речь идет об умышленном убийстве - то до смерти. Кто прав, тому Прове поможет победить, на виноватого же наложат виру как за преступление, так и за то, что не признал сразу вину пред лицом Богов. Это что касается судов ратича с ратичами, иноплеменников же, уличенных в преступлении, отправляют навечно на рудники да каменоломни, откуда, правда, их могут выкупить родные, если преступление не слишком тяжко.

Чародейство и почитание Богов

В жрецы у ратичей принимают в зрелом возрасте, в том числе и женщин, всех - после тяжких испытаний. Служители Богов делятся на две категории: Витязей Света и собственно жрецов. Первые - это особо искусные во владении оружием воины, кои составляют особые отряды. В их обязанности входят охрана жрецов и истребление нечисти, в чем витязи достигли немалых высот, составив серьезную конкуренцию наемникам-одиночкам. Вторые прислуживают в храмах, осматривают новорожденных и учатся наговорам-заклинаниям, из которых основное место занимают лечебные и накладываемые на оружие. Они также куют волшебное оружие. Иерархия и у тех, и у других одинакова и проста: сперва идут ищущие, затем собственно жрецы, затем предстоятели храмов, предстоятели областей, и, наконец, Верховный Жрец.

Города Ратичей

Красный Камень

В центре столицы ратичей находится Белое озеро, а посреди него - Храмовый остров. Сам остров обнесен мощной стеной, поставленной на фундаменте, возведенном еще сваржичами. Внутри стен расположились сады, орошаемые несколькими горячими источниками, и Большой Храм, сердцем которого является Красный Камень - гигантский монолит, в котором можно различить образ Радегаста.
Белое озеро питается донными ключами и никогда не замерзает. На его внешних берегах раскинулся Старый Город. Большинство его зданий построено из розового камня, добываемого в близлежащих горах, и поэтому в лучах закатного солнца город приобретает особо красивый вид. Вода в Старый Город поступает по грандиозному подземному каналу, берущему начало где-то в горах. Считается, что его построил не то сам Радегаст, не то сваржичи, одно можно сказать точно - каждый раз, когда смельчаки спускались вглубь канала, через несколько дней их ужасно изуродованные тела выносило наружу.
К северу от Старого Города, на Розовом плато, недавно возвели новую стену - мощнейшее укрепление в Беловодье с крепкими стенами и многочисленными батареями дальнобойных катапульт перед воротами. Стена построена на вырост, поэтому Новый Город занимает от силы четверть пространства, которое она окружает, так что все, что разнообразит там местность - это два новых акведука и четыре старых карьера каменоломен, где теперь строят провиантские склады, арсеналы и цистерны питьевой воды.

Малая Крепостица

С Малой Крепостицей связана очень печальная и кровавая страница истории ратичей. Несколько столетий назад новый Князь, Смел, провозгласил себя единовластным королем ратичей и разогнал все советы и Круги. Ему в этом никто не помешал: Воеводы тогда избирали своих преемников сами и из своего ближнего круга, отчего простые ратичи их не приветствовали, а совет посадников не мог принять общее решение по малейшему вопросу, ибо тогда для принятия решений требовалось согласие ВСЕХ посадников. Немудрено, что многие с воодушевлением приняли решение Смела возложить на себя корону и перенести столицу в Малую Крепостицу. К юго-востоку от старой крепости, по форме - вытянутого пятиугольника, развернулось грандиозное строительство дворца, садов, конюшен, казарм и, разумеется, подземной тюрьмы. Все эти постройки были обнесены несколькими стенами, общая их длина достигала почти 20 верст! Однако на 10 год своего правления Смел Первый ("и последний!" - скажет теперь любой ратич) сделал страшную ошибку: он решил утвердить подушный налог для ратичей. Очень многим это не понравилось, а тут и уцелевшие Воеводы, поддержанные жрецами, объявили о реформе, давшей начало нынешнему правлению ратичей. В Красном Камне вспыхнул мятеж, и после двухмесячной осады города Смелом новоявленный король был разбит в ожесточеннейшей битве. Тело его так и не нашли, и по сей день считают, что Смела прибрал к себе тайный его патрон - Чернобог. Малая же Крепостица вернулась к обычной жизни, а все постройки Смела, никому не нужные, начали ветшать и разбираться местными жителями на камень, так что сейчас от Королевского Города остались только грандиозные развалины, поросшие плющом и диким виноградом.

Срединная Крепостица и Застава

Оба этих города были построены в одно время на границе с лесичами, дабы отражать наиболее далеко проникшие банды псиглавцев. Оба они представляют из себя города-военные лагеря, с несколькими кольцами стен, массивными зданиями и необычайно хаотической, на первый взгляд, застройкой, призванной запутать ворвавшихся внутрь врагов.

Данный Чал

Город сей имеет довольно необычную для ратичей застройку. У него нет никаких стен, а защищен он от врага обширными и глубокими болотами устья Леводи. На островках в болотах ставят каменные стены, а внутрь них засыпают землю, и на этих платформах ставят каменные дома. Деревянные же жилища ставят на сваи. Передвигаются люди по городу по мосткам или на лодках. Сей город - главная пристань на пути поморян к лесичам, и здесь же они платят пошлины, потому и называется город Данным Чалом. Это - единственный город ратичей, где иноплеменников ничуть не меньше, чем их самих, а совет купцов принимает в управлении городом такое же участие, как и совет местных капитанов. И это немудрено, ибо почти весь город представляет из себя один рынок, где на каждом шагу кто-нибудь чего-нибудь продает.
Лютич
август 2002 г.

На первую страницу
© Все права защищены.

Hosted by uCoz